Кафедра русского языка и литературы

Базы практики и трудоустройство

Виды и формы профессиональной практики

Проведение учебных, производственных и преддипломных практик позволяет университету установить долгосрочные партнерские отношения с образовательными учреждениями города и области, организовать   целенаправленную профессиональную подготовку будущих педагогов по различным  направлениям.  

Все виды  профессионально ориентированных практик (учебная, педагогическая, производственная, преддипломная) организуются с учетом специфики  ОП.  Они составляют обязательный компонент  в подготовке специалиста. 

По всем видам практик студенты ведут дневники, позволяющие не только фиксировать их достижения, но и формировать адекватную самооценку, что находит отражение в отчетах, составляемых в произвольной форме по итогам проделанной работы. 

На основе образовательной программы и рабочего учебного плана предлагается программа профессиональной практики. В зависимости от специфики образовательной программы планируются следующие виды практики:

1. Учебная практики

2. Языковая практика

3. Педагогическая практика

4. Преддипломная практика.

Цель проведения практики – практическое применение знаний, умений и навыков, полученных в ходе теоретического обучения; приобретение студентами опыта преподавательской, организационной и воспитательной деятельности в ходе преподавания филологических дисциплин в общеобразовательных школах; проверка степени подготовленности к  самостоятельной педагогической деятельности, практическое овладение современными методиками и технологиями преподавания русского языка и литературы в школе, включая информационные технологии.

Задачи практики:

- углубление и закрепление теоретических знаний студентов по педагогике, психологии, методике обучения русскому языку и литературе, а также применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;

- приобретение практических навыков планирования учебно-воспитательного процесса, разработки и проведения традиционных и нетрадиционных форм уроков,внеклассных занятий;

- формирование умений организовать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по русскому языку и литературе;

- самостоятельное планировани. Ппроведение, контроль и корректировка урочной и вчнеурочной деятельности по литературе;

- Овладение современными педагогическими технологиями в преподавании русского языка и литературы;

- Формирование и развитие у будущих учителей педагогических умений и навыков и профессионально значимых качеств личности.

                         

Содержание практики:

Студентами прослушаны специальные курсы: «Психология и педагогика», «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания литературы».

Практика проходит в два этапа:

I этап (ознакомительный), когда студенты должны посетить не менее 10 уроков по русскому языку и 10 уроков по литературе, наблюдая за методической работой учителя. В течение практики ведется «Дневник практиканта», в котором отмечаются факты присутствия его на уроках, заверенные подписью учителя, краткий конспект прослушанного урока.

В первую неделю практики студенты должны провести внеклассное мероприятие в прикрепленном за ними классе и выполнить психолого-педагогические задания (составить психологические характеристики личности трех учеников класса).

II этап практики, когда студенты обязаны дать по три урока литературы и русского языка. Третий урок считается контрольным. Занятия проводятся строго по разработанному конспекту. Проведенные уроки обсуждаются методистами вуза и школы, студентами-практикантами.

Студенты должны присутствовать на уроках, проводимых практикантами, участвовать в обсуждении урока.

Каждый из студентов прикрепляется к преподавателю-методисту кафедры русского языка и литературы, кафедры психологии и педагогики и учителю-методисту школы.

В начале педпрактики должна быть проведена установочная конференция, в конце практики проводится педагогический совет в школе и итоговая конференция в университете.

По всем вопросам, возникающим в связи с прохождением практики, студент имеет право обращаться к ответственному за проведение практики, методисту, преподавателям кафедры и школьным учителям-словесникам.

Студенты-практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка школы, в которой проходят педагогическую практику, выполняют распоряжения администрации школы и руководителей практики; активно включаются в общественную жизнь школы.

Студент-практикант должен служить для учащихся школы примером организованности, дисциплинированности, трудолюбия, культуры.

По окончании педпрактики студенты обязаны сдать преподавателю-методисту: дневник практиканта; конспекты уроков, заверенные учителем-предметником и преподавателем-методистом; отчет о практике; психолого-педагогические задания, также заверенные учителем-предметником и преподавателем-методистом.

Практиканты должны выполнять тщательно и добросовестно все виды работ, предусмотренные программой. В случае невыполнения этих требований практикант может быть отстранен от участия в педпрактике и неаттестован.

Староста группы участвует в составлении графика работы студентов, ведет учет посещаемости уроков, передает указания методиста, оповещает о беседах, консультациях.   

Ляззат Канаева