Учебно-методические работы
Методическая работа на кафедре направлена на совершенствование преподавания закреплённых за кафедрой дисциплин, оптимизацию и интенсификацию учебного процесса, улучшение его методического обеспечения, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.
Содержание методической работы кафедры определяется планом работы. Учебные занятия проводятся как в классической, традиционной форме (аудиторные занятия – лекции, практические, лабораторные занятия), так и с использованием элементов инновационных технологий (СРСП, кейс-технологии, проектный метод обучения, дистанционные формы обучения) с применением технических средств обучения, специальных приборов для проведения занятий. Широко используется наглядный раздаточный материал.
Проведение семинаров в целях обобщения и распространения передового опыта по организации и совершенствованию учебно-методической и научно-методической работы.
Рассмотрение вопросов внедрения разнообразных форм методической работы, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса и оказание практической помощи ППС.
Обсуждение и внесение предложений по совершенствованию проектов нормативных правовых документов, касающихся вопросов методического обеспечения кафедры.
Большое внимание уделяется приобретению студентами практических навыков во время лабораторных работ с разработанными методиками их проведения.
На кафедре используется управляемая система организации самостоятельной работы студентов. Эффективность совместной работы преподавателя и студента зависит не только от педагогического мастерства преподавателя, но и от уровня подготовки студента к занятию.
Для самостоятельной работы все студенты обеспечены методическими пособиями, которые содержат теоретические представления по всем разделам программы, методики проведения лабораторных работ, набор тестовых заданий для самоконтроля знаний и расчетные задачи с эталонами решений. Для самоконтроля знаний разработан и используется компьютерный вариант тестов по всем темам дисциплины.
По кафедре «Химия» выполнение тематического плана издания УМЛ проходит в соответствии с планом.
На 2021-2022 уч. год запланировано 15 учебных пособий:
- Биохимия лабораториялық практикум (Қозыкеева Р.А.);
- Органическая химия анг. языке (Баймаханова Г.М.);
- Жалпы химия зертханалық практикум (Керімбаева К.З.);
- Органикалық химия. Лабораториялық жүмыстарына арналған оқу құралы (Шағраева Б.Б.);
- Аналитикалық химия. Көлемдік анализ (Мәдібекова Ғ.М);
- Физколлоидтық химия (Қыбраева Н.С.);
- Химиялық процесс заңдылықтары пәнінен лабораториялық нұсқаулық (Кенжеев Б.Ж.);
- Бағалау өлшемдері технологиясы (Дуйсембиев М.Ж.);
- Аналитикалық химия (Шиназбекова Ш.С.);
- Органикалық химиядан есептер мен жаттығулар (Битемирова А.Е.);
- Органикалық қосылыстардың номенклатурасы (Шертаева Н.Т.);
- Methodical manual for laboratory classes «High molecular compounds» (Битурсын С.С.);
- Физикалық және коллоидттық химия (Баймуратова Ж.А. Серикбаева А.М.);
- Химиялық технология пәнінен лабораториялық жұмыстар (Есеналиев Е.Т.);
- Решение задач по химии повышенной сложности (Шаймерденова М.А.).
Новые технологии на кафедре
В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать преподавателям. Как же решить проблему оптимального обучения студентов?
В настоящее время все больше места в образовании занимают информационные технологии. Наличие персональных компьютеров, смартфонов, планшетов стимулирует разработку электронных учебно-методических комплексов, позволяющих открывать новые пути в развитии мышления, предоставляющих новые возможности для дистанционного, но, тем не менее, активного обучения.
Внедрение современных педагогических технологий и новых методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов по дисциплинам, предусмотренным учебным планом специальности, обеспечивает качественную подготовку специалистов.
С целью активизации познавательной деятельности студентов, повышения качества преподавания, оптимизации и интенсификации учебного процесса преподаватели творчески внедряют инновационные технологии и активные методы обучения.
Профессорско-преподавательский состав применяет интерактивные методы обучения при проведении различных форм занятий. Учитывая специфику дисциплин бакалавриата и магистратуры, в учебном процессе широко применяется проектный метод обучения.
Лекции проводятся с использованием демонстрационных материалов и современных технических средств обучения (мультипроектор, графопроектор, интерактивная доска). В зависимости от содержания лекционного материала могут быть использованы словесные методы: лекции, рассказ, беседа и др.
Практические и семинарские занятия проводятся с использованием интерактивных методов: мозговой штурм, дискуссии, беседы, брейн-ринг, «Дерево решений», «Аквариум», «Передай проблему», "Шесть шляп" и т.д. В преподавании базовых и профилирующих дисциплин специальности используются такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются преподавателем и затем воспроизводятся студентами.
Проблемный метод предполагает активное участие студентов в решении проблемы, сформулированной преподавателем в виде познавательной задачи. Метод находит выражение в доказательном изложении материала преподавателем, в учебнике, книге, демонстрации, экскурсии и др.
При использовании частично-поискового метода студенты привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма выполнения поставленной задачи, проектирования и др.
Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае преподаватель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.
Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность студентов. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы студентов над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом. При использовании модельного метода студентам предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска. К такому типу методов относят деловую игру, ролевую игру, разработку компьютерной модели педагогического процесса и т.д. Компьютер выступает средством активизации модельного обучения. Метод проектов представляет собой пример деятельностного подхода к обучению, когда речь идет о разработке учебного проекта – определенным образом организованной целенаправленной деятельности таким образом, что студент не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи. Вышеуказанные методы используются при изучении модулей базового и профилирующего циклов.
Профессорско-преподавательский состав кафедры активно применяет новые технические средства, как специальные технические информационные средства (персональный компьютер, аудио и видеоматериалы). Наряду с ними используются компьютерные (новые информационные) технологии обучения и образовательные средства информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), т.е. разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся. В организации учебного процесса используются информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).
Открытое занятие по дисциплине: «Аналитическая химия»
2 октября 2021 года Мадибекова Галия Муталиевна провела открытое семинарское занятие по дисциплине «Аналитическая химия» со студентами 2 курса специальности «6В01507 Химия- Биология» (к/о).
Занятие прошло интересно, в интерактивном режиме, с использованием групповой и индивидуальной форм работы. На занятии применялись современные технологии обучения и активное использование интерактивной доски, методики: инсерт, «Постер», светофор для оценки самими обучающимися уровня проведения занятия. На занятии присутствовали ППС кафедры и заведующая кафедрой «Химии» Шаграева Б.Б.