Кафедра биологии

Учебно-методические работы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ БИОЛОГИИ

  1. Обеспеченность кафедры биологии документами, определяющими содержание образования (государственные стандарты, типовые учебные программы, рабочие учебные программы).

На кафедре биологии образовательные программы 6В01505-Подготовка учителя биологии, 6В05101-Биология, 5В011300 - Биология и 5В060700-Биология обеспечены необходимыми инструктивно-нормативными документами: государственным общеобразовательным стандартом образования (ГОСО РК), типовым учебным планом, рабочими учебными планами, образовательными программами (ОП). На основе ОП, утвержденных Ученым советом университета, разработаны рабочие учебные планы (силлабусы). Разработанные рабочие учебные планы (силлабусы) по преподаваемым дисциплинам, учебные пособия и учебно-методические пособия для студентов, учебно-методические инструкции рассмотрены и утверждены на заседании кафедры и на совете факультета Естествознания.

Подготовлены и утверждены на заседании кафедры каталог элективных дисциплин, УМКД для всех образовательных программ. По всем дисциплинам в течение семестра проводятся 1,2 -рубежные и итоговые контроли и выставляются оценки в учебную базу «Универ». Для проведения промежуточного и итогового контроля знаний были подготовлены и сданы в офис- регистрацию тенстовые  задания. Также был подготовлены и сданы в деканат билеты рубежного контроля и экзаменационные билеты. Качество и соответствие учебной программе тестов и письменных билетов утверждены решением методической комиссией кафедры. Уровень знаний и учебных показателей студентов контролируется заведующим кафедрой,  подводятся результаты    экзаменационной сессии. Составляются данные о качестве и показателях текущей работы кафедры с учетом средних баллов каждой группы за сессию.

В университете функционируют компьютерные классы и интернет-центр. Здесь студентам предоставляется возможность работать как в реальном, так и в виртуальном режимах. В настоящее время на кафедре ведется активная работа по обеспечению учебной, учебно-методической литературой (на английском языке), в частности, ведется работа по закупу литературы в типографиях Алматы и Астаны через библиотеку.

2.Обеспеченность дисциплин кафедры типовыми учебными программами, учебными программами и рабочими учебными планами. Индивидуальные учебные планы и каталог элективных дисциплин

По ОП 6В01505-Подготовка учителя биологии и 6В05101-Биология обязательные предметы  обеспечены государственными стандартами. По дисциплинам Введение в биологию, Анатомия и морфология растений, Зоология беспозвоночных, Биотехнология, Генетика, Генная инженерия, Инновационные технологии, организация процесса обучения в школе и педагогическое мастерство,  Эволюционное учение, Методика преподавания биологии, Микробиология и вирусология, Физиология микроорганизмов, Human Anatomy, Human and Animal Physiology, structure and content of Modern, Biology in high school (структура и содержание современной биологии), Cytology and Histology (Цитология и Гистология), Анатомия и морфология растений, Зоология беспозвоночных разработаны рабочие учебные программы. Качество рабочих учебных программ, разработанных по дисциплинам на кафедре соответствует учебно-методическим требованиям ВУЗа. План учебно-методической работы обсуждено и утверждено на заседании кафедры,  проводится учебно-методическая работа  в соответствии с планом учебно-методической работы и индивидуальным планом преподавателей.

 

  1. Сведения по повышению квалификации преподавателей

В  2020-2021 учебном году на кафедре в общей сложности повысили квалификацию 12 ППС, в том числе по программе семинаров «Алтынсаринских курсов» НБА им.И. Алтынсарина,  2  преподавателя  по курсу «Менеджмент в образовании», по образовательной программе повышения квалификации ППС ВУЗов, подготовка педагогических кадров в рамках обновления содержания среднего образования РК, разработанной Центром педагогического мастерства АОО "Назарбаев Интеллектуальная школа" - 2 преподавателя, в центре «ҒЫЛЫМНҰР» МКТУ им. Х.Яссауи по повыщению квалификации ППС- 10 преподаватей.

 

4. Выполнение и оценка самостоятельной работы обучающегося

Особое место в кредитной системе обучения занимает самостоятельная работа студентов (СРС). СРС является одним из основных элементов учебного процесса, способствующих   устойчивости знаний, умений и навыков студента. Выполняя СРС, студент становится активным участником учебного процесса и   овладевает навыками, которые могут свободно, аргументированно излагать свои мысли.

Технология организации и приема СРС состоит из следующих этапов:

- Планирование СРС;

- Обеспечение методическими рекомендациями;

- Контроль и оценка, анализ и дальнейшее развитие СРС.

СРО состоит из двух частей:

- от самостоятельной работы, выполняемой студентом под руководством преподавателя (СРСП),

- от самостоятельной работы студента (СРС).

В соответствии с положениями о внедрении кредитной технологии объем выделяемого для СРСП  должен быть не менее времени, отведенного на аудиторные занятия. Отведенное время СРСП входит в нагрузку преподавателя и рассматривается на заседании кафедры   и ведется по графику. Планируемые темы СРО и форма, время, объем приема и т.д. сведения должны быть отражены в рабочем плане, составленном преподавателем для каждой дисциплины и в учебно-методических документах кафедры. При выборе формы и вида проведения СРС для каждой дисциплины необходимо учитывать цель и задачи изучаемой дисциплины, подготовка студентов и количество часов, отведенных на СРС.     Работа проводится на основании графика, утвержденного заведующим кафедрой. Самостоятельная работа обучающегося   является важной частью учебной деятельности.  

 

5. О применении преподавателями кафедры новых и активных инновационных методов обучения и технических средств обучения. Взаимопосещение занятии и   методический  анализ. Об открытых уроках.

На кафедре биологии проведена планомерная работа в области внедрения современных педагогических технологий и новых методов обучения и активизации познавательной деятельности студентов. На онлайн платформе ZOOM регулярно проводились занятия с презентациями  и  интерактивным методам обучения. Также лекции, практические и лабораторные занятия проводились с использованием не только теоретических, но и визуальных видеороликов. В целях повышения содержательности, качества проведения лекций, лабораторных и практических занятий по дисциплинам, проводимым на кафедре биологии, составлен график взаимопосещения и посещения открытых занятии  профессорско-преподавательским составом. Взаимопосещение занятий заведующим кафедрой и преподавателями осуществлялось с начала учебного года. По расписанию на каждом занятии профессорско-преподавательского состава присутствуют назначенные члены комиссии. Профессорско-преподавательский состав фиксировал анализ посещаемых ими занятий в специальном журнале взаимопосещения.

График посещения открытых занятии   составлен  на основе учебного плана кафедры в начале учебного года. Профессорско-преподавательский состав фиксировал анализ посещенных ими занятий в специальном журнале посещаемости открытых уроков. В нем было уделено внимание достижениям, недостаткам, использованным наглядных пособии, на каком уровне  осваивали инновационные методы.

ППС кафедры на своих занятиях использует  современные педагогические технологии. В частности:

1. методы организации учебно-познавательной деятельности и улучшения мышления, внимания, восприятия, воображения;

2. методы, вызывающие проблемную ситуацию;

3. групповые работы и методы управления взаимоотношениями между ними.

4. методы, направленные на повышение познавательной активности.

5. методы мотивационного и компетентностно-ориентированного обучения.

6. метод дискуссий в различных форматах;

7. метод Кейс-стади (анализ конкретных ситуаций).

Кроме того, на всех занятиях ППС используются видеоролики, презентации, анимация, лекции проводятся в форме конференций.

 

6.О работе научно-методологических и методических секций и семинаров на кафедрах

По учебно-методической работе на кафедре в начале учебного года утвержден план учебно-методической работы. В план включены инновационные работы, план издания учебно-методических пособий ППС кафедры, электронных учебников, график проведения открытых уроков, график взаимопосещения занятий и план организации учебно-полевой практики. В план инновационной работы включены подготовка электронных учебников и способы их применения на лекционных и лабораторных занятиях, использование мультимедийных аппаратов, а также проведение занятий по нескольким темам с применением инновационных методов и приемов.  

На кафедре проведен учебно-методический вебинар на тему «Жаңартылған білім беру аясында білім мазмұнын жаңарту және оқытудың тиімділігін арттыру жолдары». Проведение вебинара было направлено на решение теоретических проблем и проблем, взятых из повседневной жизни с точки зрения будущей профессии. В ходе семинара коллеги рассказали о том, как самостоятельно пополнять новые знания, совершенствоваться. По плану методической работы рассмотрены вопросы качества и подготовки рабочих программ дисциплин, силлабусов, выполнения и качества издания методических пособий, обеспеченности дисциплин учебно-методическими пособиями, внедрения инновационных подходов в учебный процесс, качества экзаменационных, зачетных, тестовых заданий, организации и проведения учебно-полевой практики и др.

7.О качестве учебно-методической работы, выполненной на кафедре (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, силлабус, методические указания к лабораторным, практическим работам).

Профессорско-преподавательским составом подготовлены   учебные пособия, учебно-методические пособия, инструкции, силлабусы, УМКД, методические указания  лабораторных, практических работ,   дипломных работ, программы профессиональной практики. Подготовленные учебные пособия и учебно-методические пособия и т.д. обсуждались на заседаниях кафедры, факультета и были представлены в учебно-методический совет университета.

 В 2020-2021 учебном году по плану учебно-методической работы кафедры, выполнено 12 учебных пособий, 3 учебно-методических пособий, 12 методических указаний, 5 сборников лекций, вне плана издана 1 монография и 3 учебных пособий.