Кафедра музыкальное образование

Образовательные программы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
6В01403 «ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ»

Код и классификация области образования: 6B01 Педагогические науки
Код и классификация направления подготовки: 6В014 Подготовка учителей с предметной специализацией общего развития
Присуждаемая степень: Бакалавр образования по образовательной программе 6В01403 «Подготовка учителя музыки»
Тип программы: бакалавриат, 6 уровень НРК/ОРК/МСКО
Общее количество кредитов: 240 академических кредитов / 240 ECTS

Рабочая группа по разработке образовательной программы
Досбаганбетова Алена Торебековна, Карсыбаева Айман Мусаевна, Дюсебаев Сабит Байсеитович, Балабекова Акбопе Асылбековна, Намазова Еркежан Маликаждаровна, Досбаганбетова Раушан Торебековна, Сейлбекова Күлимхан Каналбаевна, Айдарбекова Раушан Сабырхановна, Жолдасова Айгуль Тиленовна, Атабекова Алима Турегелдиевна, Елжанова Гулфайруз Абдирасиловна, Жунисова Нурсауле Кенжеевна, Толтебай Жаркынбек Кастаевич.

Эксперты
Фархад Шидфар, Омирбаева Гульнур Шакеновна, Медетбекова Меруерт Аскаровна.

ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Сфера профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по ОП «Подготовка учителя музыки» осуществляет свою профессиональную деятельность в сфере образования.
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
- основные и профильные школы;
- специализированные школы;
- организации технического и профессионального послесреднего образования.
Виды профессиональной деятельности выпускника:
- обучающая;
- воспитывающая;
- методическая;
- исследовательская;
- социально-коммуникативная.
Задачи профессиональной деятельности выпускника
Обучающие:
- обучение и развитие обучающихся;
- организация учебно-воспитательного процесса в профессиональной деятельности;
- проектирование и управление педагогическим процессом;
- диагностика, коррекция и прогнозирование результатов педагогической деятельности.
Воспитывающие:
- вовлечение обучающихся в систему социальных ценностей;
- осуществление учебно-воспитательной работы в соответствии с законами, закономерностями, принципами педагогического процесса, воспитательными механизмами;
- планирование внеклассной воспитательной работы;
- решение конкретных воспитательных задач;
- использование различных форм, методов обучения и воспитания обучающихся во внеклассной работе;
- установление связей с коллективами учащихся, учителями-предметниками и родителями.
Методические:
- осуществление методического обеспечения образовательного процесса;
- планирование содержания образования на разных уровнях;
- определение методов организации и осуществления учебного процесса;
- использование новых педагогических технологий в процессе обучения.
Исследовательские:
- изучение уровня усвоения содержания образования, исследование образовательной среды;
- изучение научно-методической литературы;
- анализ и обобщение передового педагогического опыта в области образования;
- проведение педагогического эксперимента, внедрение его результатов в учебный процесс.
Социально-коммуникативные:
- осуществление взаимодействия с профессиональным сообществом и всеми заинтересованными сторонами образования;
- формирование поликультурной личности;
- создание благоприятных условий воспитания и развития обучающихся, оказание им педагогической поддержки.
- создание благоприятных условий воспитания и развития обучающихся, оказание им педагогической поддержки.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
1. Предметные знания: владеет глубоким и полным пониманием своей предметной области, применяет знания в профессиональной деятельности
2. Организационно-методические способности: использует инновационные технологии в планировании, организации и управлении профессиональной деятельностью, проявляет критическое мышление и креативность в решении комплексных проблем.
3. Исследовательские навыки: проводит научно-методическую работу, приобщает учащихся к научно-исследовательской работе.
4. Лидерские и предпринимательские навыки: умеет работать в команде, проявляет активность в процессе обновления общества.
5. Культурная компетентность: обладает способностью быть культурным и толерантным гражданином своей страны.
6. Способность к обучению в течение всей жизни: координирует свои способности и интересы в соответствии с потребностями общества.
7. Информационные навыки: понимает сущность информационного общества, использует ИКТ в профессиональной деятельности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Результаты обучения по ОП: После успешного завершения данной ОП студент должен:
• РО1 – демонстрировать вокально-дирижерские навыки и освоение игры на музыкальных инструментах в реализации творческих идей на основе полученных знаний;
• РО2 – применять знания на практике, основываясь на системном творческом мышлении при выводах и утверждениях в музыкальных исследованиях, принципах академической честности и академического письма;
• РО3 – определять структуру, основные концепции и средства исследования предмета для привлечения студентов к критическому мышлению, творческому и совместному решению проблем;
• РО4 – анализировать пути решения профессиональных задач на основании музыкально-креативного творчества в познавательном, исполнительском и собирательном исследованиях;
• РО5 – использовать критериальное оценивание и диагностику учебных достижений в соотвествии с выбранными целями по предмету;
• РО6 – демонстрировать коммуникативность и креативность в лидерстве и в командной работе для достижения общих целей и повышение творческого профессионального уровня;
• РО7 – использовать ИКТ и цифровые образовательные ресурсы в преподавании предмета;
• РО8 – использовать педагогические инновационные технологии в соответствии с целями обучения и воспитания, ожидаемыми результатами и физиологическими особенностями обучающихся;
• РО9 – интегрировать межпредметные знания в формировании личностного развития учащихся, обучение в течение всей жизни;
• РО10 – оценивать креативность решения проблем, возникающих в практике применения технологий и инклюзивного образования, в конфликтных ситуациях.

Сведения о дисциплинах

Методы научного исследований - В ходе исследования на основе современных достижений отечественных и зарубежных ученых позволяет получить знания по основным теоретическим правилам, технологиям, операциям, практическим методам и приемам проведения научных исследований и овладеть научными исследованиями, получить обоснованные эффективные решения с использованием информационных технологий, выбора темы научного исследования, научного поиска, анализа, эксперимента, обработки данных.
Основы права и антикоррупционной культуры - Рассмотрены основные понятия и связи правовой системы и законодательства Республики Казахстан, государственное и конституционное строительство, основы антикоррупционной культуры, принципы академической честности.
Экономика и основы предпринимательства - Рассматриваются основные понятия отраслей экономики и бизнеса и связи между ними. Описываются методы и приемы анализа и применения законодательных и концептуальных документов в овладении предпринимательскими, лидерскими и инновационными навыками.
Финансовая грамотность - «Финансовая грамотность» - курс для получения дохода и семейного бюджета, доступа к финансовой безопасности и обучения риск-менеджменту через планирование кредитов, инвестиций, страхования, выхода на пенсию и налоговых платежей.
Экология и безопасность жизнедеятельности - Дисциплина дает знания о наблюдении, оценке и прогнозировании изменений состояния окружающей среды. Рассматривает причины изменения природной устойчивости, единства и структуры природной системы и меры по охране окружающей среды. Знакомится с работой организации гражданской обороны, особенностями очагов поражения и токсических веществ. Характеризуется последовательностью места и роли предмета в реальной жизни, интеграцией междисциплинарных знаний.
Физиологическое развитие школьников - На основе закономерностей физиологического развития учащихся рассматриваются вопросы, касающиеся анатомо-физиологических особенностей детей и подростков, формирования личности, сохранения и укрепления здоровья. Описываются методы и приемы выявления и развития способностей учащихся, закрепления взаимоотношений между преподавателем и учеником, организации работы по охране здоровья детей, физической культуре, трудовому обучению.
Возрастная психология - В процессе преподавания дисциплины с применением различных методов психологического исследования выявляются и рассматриваются возрастные особенности психического развития детей школьного возраста. А также определяются методы формирования психических свойств учащихся начальных классов, подростков и юношеского возраста.
Педагогика и методика воспитательной работы - Рассматриваются знание и понимание учебно-воспитательного процесса основанные на метапредметных идеях педагогической науки, применение форм, методов, средства учебно-воспитательной работы на практике.
Специальные педагогические технологии в инклюзивном образовании - Направлена на расширение знании о методах и форм, принципов и факторов осуществления в образовательных организациях при реализации программ инклюзивного образования, психолого-педагогических проблем обучения и развития учащихся в условиях инклюзии, организации образовательной среды; проектирования профессионального развития и индивидуальной образовательной траектории; современные технологии разработки ООП; особенности практической деятельности педагога в пространстве инклюзии.
Современные технологии оценивания - Предусматривает научную основу современных технологий оценивания; планирование критериев оценивания предметных и метапредметных результатов; систему критериального оценивания, отвечающую требованиям системы образования; механизм оценивания и самооценки, обеспечивающий функциональную грамотность личности, формирующий ключевые компетенции; требования мониторинга учебных достижений личности.
Методика преподавания музыки - Рассматривает особенности предмета, планирование учебных дисциплин, классификацию методов обучения по обновленной программе, содержание, виды, методов ведения урока музыки, развиваются коммуникативные способности. Характеризуется интеграция художественного и танцевального искусств с предметом музыки, через использование специальных цифровых образовательных ресурсов и ИКТ на уроках музыки.
Индивидуальная методика преподавания музыки - Рассматривает особенности предмета, планирование учебных дисциплин, классификацию методов обучения, содержание, виды, методов ведения урока музыки по обновленной программе, развиваются коммуникативные способности. Характеризуется интеграция художественного и танцевального искусств с предметом музыки, через использование специальных цифровых образовательных ресурсов и ИКТ на уроках музыки.
Инновационные и компьютерные технологии обучения музыке - На уроках музыки обучают приемам использования педагогических инновационных технологий, основам использования электронных фонотек, нотной библиотеки, компьютерных программ Audacity, Soundation, Windows Movie maker, «киностудия», проявлению креативности и коммуникативности в групповой работе.
Теория музыки и сольфеджио - Рассматривает освоение методов правильной читки с листа, основные средства музыки (звук, режим, тональность, интервал, аккорд, хроматизм, модуляция и отклонение, строение музыкального предложения) и музыкально-теоретическую терминологию, используя музыкально-теоретические знания при сольфеджировании, а также применяя цифровые образовательные ресурсы и ИКТ при систематической подготовке.
Этносольфеджио и гармония - Словесность – предполагает использование творческого метода, предлагающего его в среде, гармонизование заданной мелодии, развивая формы устной работы, повышающие способность к традиционному мышлению, слуху и памяти, музыкально-поэтический язык песни и степень усвоения законов мышления.
История музыки и виды искусств - Рассматривает методы исследования стилевых различий музыки разных веков, развитие знаний о фольклоре и истории музыки, периоды становления, развития и расцвета профессионального музыкального искусства, понятие о картине мирового единства через интеграцию музыки с другими видами искусства (изобразительное искусство, хореография, поэзия).
Хор и оркестр І - Учит не отклоняться от своей партии в групповой работе, слушать другие голоса при пении в хоровом составе. Определяет чувство музыкального созвучия в оркестре, используя данные полученные при постоянной подготовке по гармонии, читку с листа в целях повышения профессионального исполнительского уровня.
Хор и оркестр ІІ - Рассматривает исполнительские и звуковые особенности, инструментальный состав оркестра, читку заданной партии, голосовые особенности, основы различия мужских и женских голосов в хоре. Характеризует проявление творческой активности в командной работе основываясь на полученные знания.
Хор и оркестр ІІІ - Учит не отклоняться от своей партии в групповой работе, слушать другие голоса при пении в хоровом составе. Определяет чувство музыкального созвучия в оркестре, используя данные полученные при постоянной подготовке по гармонии, читку с листа в целях повышения профессионального исполнительского уровня.
Хор и оркестр ІV - Обучает использованию педагогических инновационных технологий и работе в хоровом коллективе и оркестре, правильному распределению голосов и музыкальных инструментов с учетом возрастных физиологических особенностей детей, используя информационные ресурсы в работе с хором и оркестре. Направляет на применение современных идей дирижеров на концертах с целью повышения профессионального творческого уровня хора и оркестра.
Специальная подготовка І - Рассматриваются инструментальная и дирижерская постановки, основы игры гаммы и небольших пьес в пределах одной октавы, простые размеры, теория амплитуд в дирижировании, анализ музыкального текста. Формируются навыки игры на специальных инструментах, общего фортепиано и дирижирования на основе интеграции индивидуальной подготовки.
Специальная подготовка ІІ - Всесторонне рассматривает инструментальную и дирижерскую подготовку, основы исполнения игры гамм, небольших сочинений, основы дирижирования, сольфеджирование, анализ (определение тональностей, размера произведения). Формируют основы индивидуальной подготовки на специальном инструменте, дирижировании.
Вокально-дирижерская работа І - Учит основам постановки голоса, правильному дыханию, выразительному исполнению произведения в дирижировании, умению различать исполнительские особенности произведения. Предусматривает небольшие вокализы, исполнение народных песен, дирижирование сочинениями для детских, женских, мужских хоров на 2-3 голоса.
Вокально-дирижерская работа ІІ - Включает в себя звуковое сопровождение, работу с диапазоном, изучение школьных песен, исполнение музыкальных произведений для повышения уровня творчества при хоровом дирижировании, дирижирование 5/4, 5/8 на «5»или «2» при дирижировании и использование метода staccato.
Вокально-дирижерская работа ІІІ - Предусматривает работу со школьными песенными репертуарами, вокальными произведениями, творческий поиск в дирижировании заданного произведения, формирование навыков музыкального исполнительства, музыкального, тонального и тембрового слуха в работе над произведением. Учит подбору песенного репертуара, работе с интонационной чистотой, дирижированию на скоростях 6/4, 6/8 – «6»и «2»в штрихе marcato.
Инструментальная работа І - Учит работать на инструменте с предложением, фразой, смешанными штрихами, правильно ставить аппликатуру, выразительно исполнять произведение, различать исполнительские особенности произведения. Выбранное приложение предполагает ознакомление со строением, постановкой инструмента, звукоизвлечение, выполнение легких упражнений.
Инструментальная работа ІІ - Развитие техники инструментального исполнения, владение сложными штрихами, умение самостоятельно анализировать произведение, знание особенностей исполнения на выбранном дополнительном инструменте, чувство ансамблевой гармонии в аккомпанементе, умение слушать аккомпанемент, умение работать с репертуаром.
Инструментальная работа ІІІ - Опираясь на накопленный музыкальный материал (кюи, произведения, песни и т.д.), рассматривает способы развития исполнительской техники, приобщения к групповой работе. Предполагает творческую демонстрацию своей работы с использованием музыкальных художественных средств, музыкальных инструментов, оценку в соответствии с критериями и совершенствование техники своего исполнения.
Исполнительская работа - Проявлять художественную игру, технические возможности произведения с учетом исполнительских особенностей, стиля исполнения сложных произведений, владеть пением на высоких позициях в вокально-дирижерской работе, знать технические особенности пения и дирижирования сложных произведений, проявлять звукопередачу, креативность и коммуникативность в работе в группе.
Инструментальное мастерство - Самостоятельно подбирать репертуар, учитывать штриховые и технические особенности, развивать артистизм, сценическую культуру, раскрывать художественную игру и творческий стиль произведения в исполнении инструментальной композиции, проявлять деловую активность в командной работе.
Вокальное мастерство - Учит основным правилам певческого дыхания, вокальной технике голоса, приемам осознанной постановки резонаторов, артикуляционного аппарата и работы по расширению диапазона. Предполагает укрепление вокально-педагогических знаний, обучение методике академического, традиционного, эстрадного пения, пробуждение интереса к творческой работе.
Организация культурных мероприятии - Планирование тематических и концертных мероприятий, написание сценариев, составление концертной программы, подбор репертуара, организация ведущих и участников, проведение с ними подготовительной работы, обучение сценической культуре и артистизму, эффективная организация досуга.
Методы инструментального исполнения - Показывает исполнительскую работу методом упражнения исполнения гамм, арпеджио и аккордов в развитии технических навыков, методы обучения исполнения на интрументе, классификацию инструментов и особенности методов исполнения. Приобщает к исполнению читки с листа и развитию слуховых способностей, обучению игре в ансамбле, пополняя репертуар произведениями крупной формы.
Методы постановки голоса - На основе вокально-теоретических знаний в постановке голоса обучают возрастным особенностям развития голоса, правильной постановке голоса в работе с «аппаратом», подбору репертуара в соответствии с диапазоном, доведению содержания песни до слушателей, четкому воспроизведению дикции с учетом чисто физиологических особенностей интонации, основам компактного закрытого голосового пения.
Методы дирижирования - Рассматривает анализ поставленных целей перед дирижером как исполнителем, актуальные вопросы хороведения, исторические данные о хоровом исполнительстве, достижения великих хормейстеров и лучших хоровых коллективов. Нацелен на освоение знаний и навыков необходимых для использования дирижерских жестов в практической работе, дирижерской техники и обучения работе с хоровыми партитурами.